Психологизм в живописи
Портреты Рембрандта
Искусство Рембрандта всегда отличалось жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, он писал не только религиозные, мифологические, исторические сцены, характерные для искусства того периода, но и удивительные портреты, в которых мы видим по сей день близкие и понятные нам образы.
Молодой Рембрандт старательно изучает мимику, фиксируя даже резкие, гротескные гримасы, он делает портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, создавая невероятно искренние и человечные произведения.
Рембрандт, автопортрет
Чуть позже живописная манера мастера становится более свободной, легкой, растут масштабы композиций. В картинах, как светских, так и религиозных, Рембрандт передаёт сильные драматические чувства. Как гимн любви воспринимается «Автопортрет с Саскией», а библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма.
Рембрандт, "Автопортрет с Саскией"
Рембрандт увлеченно воспринимает опыт итальянского Возрождения и барокко, но в то же время бросает вызов классическому ренессансному канону – в особенности в картинах на темы античной мифологии. Его картины на мифологические сюжеты воспринимаются как очень земные, близкие зрителю и глубоко психологические. Особенно ярко это видно в знаменитой «Данае» Рембрандта, которая наполнена чувственностью и интимностью происходящего. Атмосфера психологического откровения ещё сильнее проступает в портретах, где основным элементом предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени.
Рембрандт, "Даная"
Разумеется, одними из лучших работ в портретном жанре являются автопортреты Рембрандта, ведь кого художник может знать и чувствовать лучше, чем самого себя. Рембрандт писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах.
Рембрандт, автопортрет 1658 г.
Пожалуй самым известным автопортретом художника можно назвать картину 1640-го года. Среди десятков автопортретов, написанных Рембрандтом, данный выделяется своей монументальностью. Рембрандт на нём демонстрирует своё социальное положение. Он облачён в богатую одежду с мехами, массивной цепью, драгоценностями. Взгляд меланхоличный, с осознанием своего достоинства. Фон нейтральный, всё внимание зрителя сосредотачивается на фигуре художника.
Рембрандт, автопортрет 1640 г.
Любопытно, что в этой картине художник оставляет внимательному зрителю отсылки сразу к нескольким другим мастерам живописи, Рембрандт как бы бросает вызов Дюреру, Тициану и Рафаэлю. Первой попыткой создания автопортрета в стиле предшественников является офорт 1639 года, только берет с картины Рафаэля у Рембрандта заломлен под большим углом, и поза зеркально отражает тициановскую (что в творческом соревновании с Тицианом он сделал не в первый раз: Европа у Рембрандта плывёт в противоположную сторону, нежели у Тициана; «Даная» Рембрандта развернута противоположно всем «Данаям» Тициана).
Рембрандт, офорт с автопортретом 1639 г.
Рафаэль, Портрет Бальтасара Кастильоне
В автопортрете 1640 года повторены позы персонажей картин Дюрера и Тициана: все правой рукой опираются на парапет.
Дюрер, автопортрет
Тициан, Портрет Джероламо Барбариго
Такой «диалог картин» весьма любопытен и для исследователей, и для искушённых зрителей, ведь он помогает нам лучше понять мастера и проникнуться историей искусства, где каждое произведение является отнюдь не обособленной точкой, а лишь одной из нитей на великом полотне мировой культуры.
Кроме того, к образу Рембрандта продолжают обращаться и в современности. Художник Мария Иванова-Очерет в нескольких своих картинах вступает в диалог с великим мастером ушедшей эпохи. В картине «Рембрандт пишет "Возвращение блудного сына"» мы видим размышление о творческом пути художника, его отношениях с искусством и с собственными творениями. Любопытно, что сам Рембрандт хоть и положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Так что Мария Иванова-Очерет открывает перед нами одну из самых важных для художника, но, по иронии, также и одну из наименее часто встречающихся в живописи Рембрандта тем.
Мария Иванова-Очерет, "Рембрандт пишет "Возвращение блудного сына"
Мария Иванова-Очерет обращается к гению Рембрандта в ещё одной картине – «Рембрандт. Размышление». Это произведение мысленно возвращает нас к портретам самого героя полотна – здесь явно прослеживается рембрандтоновский психологизм, глубокое погружение в личность и переживания портретируемого. Сам великий художник предстаёт здесь уже пожилым человеком, погружённым в задумчивость. Возможно, он, с высоты своих лет, вспоминает пройденный путь, со всеми его удачами и ошибками, а возможно размышляет о творчестве и о достигнутом к тому моменту мастерстве. В любом случае, зритель, вслед за героем картины, может погрузится в его психологическое состояние и на какое-то время замереть, глядя на полотно, в попытках разгадать, какие мысли тревожат великого художника прошлого.
Мария Иванова-Очерет, "Рембрандт. Размышление"
Как мы видим, образ Рембрандта – гениального творца, не стал «прахом» даже спустя несколько веков и по прежнему вдохновляет новые поколения художников на творчество. Таким образом мировое полотно искусства и истории продолжает жить и пополнятся новыми прекрасными нитями.